Лекции Социология |
Социология 1.Объект и предмет социологии 2. Категории и законы социологии 3. Структура социологии 4. Функции социологии 5. Методология и методика социологического исследования 6. Место социологии в науке История социологии 7. Возникновение и развитие социологии в XIX в. 8.Позитивистская социология О. Конта 9. Органическая теория общества Г. Спенсера 10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма 11. "Понимающая" социология М. Вебера 12. Социологическая теория марксизма 13. Основные направления современной социологии 14. Развитие социологической мысли в России Общество 15. Социологическое понятие общества 16. Типология общества 17. Социальная структура общества 18. Общество и процессы модернизации Мировое сообщество 19. Мировая система и процессы глобализации 20. Концепции глобализации и новый мировой порядок 21. Глобальные проблемы современности и пути их решения 22. Место России в мировом сообществе Социальные общности 23.Социально-территориальные общности 24. Социально-этнические общности Социальные организации 25. Организация как элемент социальной структуры 26. Типология социальных организаций Социальные движения 27. Причины возникновения социальных движений 28. Типы социальных движений 29. Условия распространения социальных движений 30. Личность и социальные движения Социальные изменения и процессы 31. Социальный прогресс 32. Реформы и революции 33. Социальное развитие и социальный прогресс Личность и общество 34. Понятие и теории личности 35. Социализация 36. Девиантное поведение 37.Социальный контроль 38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни 39.Социальные взаимодействия и социальные отношения |
14.
Развитие социологической мысли в России
В процессе становления русской социологии вы-деляются субъективная и объективная школы, пси-хологическое и марксистское направления. Были и другие течения (географическое, органическое), но они не имели существенного влияния на этот про-цесс. Субъективная школа возникла в конце 60-х гг. и существовала до начала XX в. Ее ведущие теоре-тики - П.Л. Лавров (1828-1900) и Н.К. Михай-ловский (1842-1904). Обычно субъективизм в со-циологии представляется как сугубо русское явле-ние. Между тем, сам термин <субъективный метод> был взят Лавровым из поздних работ Конта. Он счи-тал, что между обществом и природой существует громадное различие. Объекты природы не обладают такими качествами, как воля или нравственность, и потому распространение методов естествознания на познание общества <омертвляет> его. Для того чтобы понять человеческое (общественную жизнь), следует использовать сугубо <человеческие> сред-ства познания (нравственная оценка, например). Центральной для Лаврова стала теория прогресса, определяющая развитие общества через единство солидарности и сознания личности. Веду-щей силой социального развития является критичес-ки мыслящая личность. Единственно возможной целью прогресса Лавров считает устойчивую солидарность, и потому он оп-ределяет прогрессирующим то общество, <в кото-ром формы, обусловливающие солидарность, позво-ляют расти и развиваться общественному сознанию, а сознание, развиваясь, усиливает солидарность об-щества>. Весомый вклад в формирование и развитие субъ-ективного метода внес Н.К. Михайловский, кото-рый полагал, что социолог в отличие от естествоис-пытателя не может строить свою науку беспристра-стно, так как ее объектом является чувствующий человек. Он подчеркивал, что в познании индиви-дуально-личностные (субъективные) оценки и вы-воды объективного анализа настолько переплетены, что результатом его может быть лишь тот специфи-ческий итог, который называется <правдой>. Ми-хайловский различал два вида <правды>: ту, в со-ставе которой доминирует объективно-научный по-знавательный акт (правда-истина), и ту, основу которой составляет нравственно-мировоззренческая оценка (правда-справедливость). Соответственно он проводит различие между <социологией как наукой> и <социологией как учением> об обществе. Его па-радигма социологии была основана на компромиссе между объективным к субъективным подходами. Большое внимание уделял Михайловский пробле-ме <героя> и <толпы>. Для него <герой> - зачина-тель, способный увлечь своим примером на хоро-шее или дурное. <Толпа> как бы растворяет в себе индивидуальные особенности человека, лишает его воли, провоцирует на подражание. Личность, под-черкивал он, весома только в социальной среде. Всякое подавление личности наносит вред обществу, и наоборот. Сама личность - это человек, пытаю-щийся синтезировать собственную пользу с обще-ственной. Исходя из этого, Михайловский крити-ковал органицизм, дарвинизм и марксизм. Он счи-тал, что органицизм печется о благе общества - организма, дарвинизм - о благе вида, марксизм - о благе класса, а интересы личности отодвигаются на второй план. Тема борьбы за индивидуальность как часть общей борьбы за человеческое достоин-ство и справедливость составляла основное содер-жание субъективного метода, его гуманистическую сущность. Основателями объективной школы были Е.В. де Роберти (1843-1915) и М.М. Ковалевский (1851-1916). Систематизация объективной социологии была осуществлена Ковалевским. Решая эту задачу, он разрабатывает сравнительно-исторический метод и устанавливает правила его применения: 1) макси-мально широкая основа сравнения и сопоставления социальных фактов; 2) использование достижений всех наук, привлекаемых к решению проблемы, и сопоставление их результатов с целью обнаружения повторяемости; 3) учет всестороннего, системного характера общественной жизни; 4) конкретно-исто-рический подход к развитию каждого народа в кон-тексте общих закономерностей. Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Исхо-дя из этого, он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства. Для него процессы возникновения классов и государства не связаны между собой. Социальная дифференци-ация зависит от разделения труда, которое, в свою очередь, вызвано ростом плотности населения. Сле-довательно, причина образования классов - эконо-мический и биологический факторы, причина же возникновения государства коренится в психологи-ческом факторе. Результатом последовательного применения объек-тивного метода Ковалевского стала теория прогрес-са. Содержание прогресса связано с расширением сфер солидарности, признаком чего является расширение сферы замиренности. Солидарность людей он считал нормой, а классовую борьбу отклонением от нее. Даже между трудом и капиталом, по его мнению, разоб-щенность не растет, а уменьшается. Психологическое направление в русской социо-логии разрабатывали Л.И. Петражицкий (1867- 1931) и Н.И. Кареев (1850-1931). В качестве цент-рального понятия социологии Петражицкий выдви-гает социальное поведение и его мотивы (эмоции). Он утверждал, что психологи абсолютизировали контовское деление психической жизни на чувство и волю. Чувство, являясь первым (физиологичес-ким) этажом, пассивно, а воля, будучи вторым (пси-хическим) этажом - активна. Здесь упущено пере-даточное звено - эмоции, которые являются дви-гателем поведения человека. Посредником между конкретным поведением и <народной психикой> выступают нормы-законы. Другой представитель этого направления Кареев предложил заполнить пробел контовской классифи-кации наук психологией (между биологией и социологией). Центральным понятием его социологии яв-ляется личность, которая рассматривалась как субъект психических переживаний, мыслей и чувств, желаний и стремлений, составляющий ис-ходный пункт социальных процессов. Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологическое, психологическое и социо-логическое начала. Общество, или <надорганическая среда>, представляет собой сложную систему психических взаимодействий личностей. Эта среда подразделяется на культурные группы и социальную организацию. Первая является предметом индиви-дуальной, а вторая - коллективной психологии. Основанием социальной среды выступает положе-ние личности в обществе: место в социальной орга-низации - политический строй; область частных отношений - юридический строй; роль в хозяй-ственной жизни - экономический строй. Для Ка-реева социальная организация - показатель преде-ла личной свободы. Видными представителями марксистского на-правления в русской социологии были Г.В. Плеха-нов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924). Пле-ханов подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественно-го развития страны. Они считали, что Россия идет самобытным путем и выступали против искусствен-ного пересаживания капитализма на русскую по-чву. Плеханов выдвинул иные принципы обществен-ного развития России: 1) установлению социализма должна предшествовать политическая революция; 2) Россия должна пройти капиталистический путь развития прежде, чем будет в состоянии осуществить социалистический переворот; 3) движущей силой социалистических преобразований может быть толь-ко промышленный пролетариат, а не <народ>, тем более, крестьянство. Плеханову принадлежит ряд книг, в которых он попытался систематически изложить марксизм, его истоки и перспективы. В целом особенности теоре-тического наследия Плеханова можно свести к сле-дующим положениям: абсолютное убеждение в су-ществовании исторической необходимости; отсутствие существенного различия между исследованием при-роды и общества; убеждение, что исторический ма-териализм есть <применение> принципов диалекти-ческого материализма к обществу. В деятельности Ленина тесно переплетались марк-систская теория и революционная практика, поэто-му его тексты носят в основном политический ха-рактер. Однако многие его работы по содержанию связаны с социологической проблематикой. В них уделено внимание материалам фабрично-заводской статистики, итогам всеобщей переписи населения. В трудах Ленина нашли освещение такие пробле-мы, как социальная структура дореволюционного российского общества; рынок и общественное раз-деление труда; понятия <класс>, <эпоха>, роль масс в революционных процессах и др. Подвергая анализу сложнейшие процессы со-временной ему России, он рассматривал их с точки зрения функционирования всех системообразующих связей (техника, население, быт, семья, социальное положение отдельных слоев населения). Требования к социологическому исследованию Ленин изложил в статье <Статистика и социология>. Подчеркивая недопустимость какой бы то ни было умозрительности в науке об обществе, он предлагал установить такой фундамент точных и бесспорных фактов, с которыми можно было бы сопоставлять любое <об-щее> и <примерное> рассуждение. В истории отечественной научной мысли особо выделяется интегральная социология П.А. Сороки-на (1889-1968). Он оказал большое влияние на раз-витие мировой социологии. Значение его взглядов еще не получило глубокой и всесторонней оценки в нашей науке, неоправданно считавшей его амери-канским ученым. Хронологически <русский> пери-од деятельности Сорокина ограничен 1922 г. - го-дом его высылки из страны. Однако становление социологических взглядов этого ученого происхо-дило именно на родине, в условиях войн, револю-ций, борьбы политический партий, научных школ и тюремных <университетов>. По мнению Сорокина, в основе социологического анализа находится взаимодействие людей, которое он определяет в качестве родовой модели и соци-альной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им на организованные и неоргани-зованные. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Наряду со стратификацией Сорокин признает на-личие в обществе и социальной мобильности. Она может быть двух типов - горизонтальная и верти-кальная. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобраз-ный <лифт> для перемещения как внутри социаль-ной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предоп-ределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклон-ностям, вкусам, привязанностям, потребностям, и, кроме того, - самим фактом их совместной деятель-ности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и исполнителей, подчиненных. Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек получит возможность разви-вать свои способности, и помочь в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе <Социоло-гия революции> (1925), опубликованной в США (материал для нее он собирал еще в России), Соро-кин называет революцию <великой трагедией>. Ре-волюция сопровождается насилием и жестокостью, не приращением свободы, а ее сокращением. Она, по мнению Сорокина, деформирует социальную структуру всего общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единствен-ным способом улучшения и реконструкции соци-альной жизни могут быть только реформы, прово-димые правовыми и конституционными средства-ми. Каждой реформе должно предшествовать науч-ное исследование конкретных социальных условий и каждая реформа должна вначале <тестироваться> в малом социальном масштабе. Основ-ным школам и направлениям так и не суждено было получить нормального развития. Не успев оформить-ся, все они к концу 20-х гг. прекратили свое сущест-вование. Утвердившаяся в стране административная система в приказном порядке упразднила социоло-гию, а затем попыталась обосновать свои действия теоретически. Так, в разделе о диалектическом и историческом материализме <Краткого курса исто-рии ВКП(б)> целая область социального знания, а именно - исторический материализм, был возвра-щен в сферу умозрительной философии. С тех пор на эмпирическое изучение социальной жизни был наложен запрет. Возрождение социологии в середине XX в. связа-но с ослаблением административной системы, рост-ками демократизации общественной жизни в стра-не. Предприятия получили право образовывать соб-ственные фонды стимулирования, что породило по-требность в разработке планов социального разви-тия трудовых коллективов. К этой работе стали при-влекать социологов. Созданные в 70-е гг. Институт конкретных соци-альных исследований АН СССР и журнал <Социо-логические исследования> функционировали в рам-ках идеологических ограничений, блокирующих раз-витие отечественной социологической мысли. В кон-це 80-х гг. социология стала востребована не толь-ко обществом, но и государством. Был создан Ин-ститут социально-политических исследований РАН, ВЦИОМ и ряд других центров. Высшие учебные заведения открыли кафедры социологии и специа-лизированные факультеты по подготовке кадров. В настоящее время российскими социологами осва-иваются разнообразные методологические подходы и принципы, наработанные зарубежной наукой/фор-мируются собственные школы, проводятся приклад-ные исследования. Особенностью современного этапа развития социологии в России является разносторон-няя разработка теории переходного общества, транс-формации его институтов и т.п. |
|
| Contact Us | ©2005 StudentCompany |