www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
8. Позитивистская социология О. Конта

Огюст Конт (1798-1857) - французский мыслитель, кото-рый считается основоположником социологии как самостоя-тельной науки. Главный труд Конта - шеститомный <Курс по-зитивной философии>, где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вво-дился сам термин <социология> и намечались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и опи-сывать единые, универсальные законы развития общества, неот-делимые от законов природы.

Социологический проект Конта основывался на позитивист-ской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

 натурализм, согласно которому социальные явления подчи-няются законам, общим для всей действительности;

 методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;

 истинность понятий и утверждений должна устанавливать-ся на основе эмпирических проверок;

 социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;

 социолог должен воздерживаться от ценностных сужде-ний.

Значительное внимание Конт уделял разработке методов со-циологического исследования. Он выделял четыре основных ме-тода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод историческо-го анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт по-ставил проблему достоверности и точности наблюдений, разра-ботки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: соци-альную статику и социальную динамику. Первая призвана изу-чать строение общества, его структурные элементы, вторая -законы социального развития.

В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья об-разует ту простейшую единицу, которая лежит в основе обще-ства. Ее важнейшая функция - воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных группа Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера - распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций с их <анархией умов>.

Социальная динамика - это позитивная теория общественно-го развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.

Конт полагал, что социальные изменения носят закономер-ный характер. В развитии общества он выделил три стадии: тео-логическую, метафизическую и позитивную. Теологическая ста-дия охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется господством религиозного миро-воззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воз-зрения породили другую крайность - революцию, <анархичес-кую республику>, социальную дезорганизацию.

Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полнос-тью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр ду-ховной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составля-ют промышленники и специалисты в области управления.

В учении о социальной динамике Конт характеризовал раз-витие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что чело-вечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и поли-тической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, поли-тической деятельности.

Конт был убежденным эволюционис-том и считал, что изменения в обществе должны носить посте-пенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необ-ходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества. По его мнению, в достижении со-циальной гармонии большую роль может сыграть социологичес-кая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодей-ствия между всеми частями общества.
Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходи-мость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие <социология>, показал важность социологической науки для решения соци-альных проблем.  



| Contact Us | ©2005 StudentCompany