www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
9. Органическая теория общества Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и со-циолог-позитивист, основатель органической школы в социоло-гии.

Главное социологическое произведение Спенсера - трех-томный труд <Основания социологии>, дающий целостное пред-ставление о методологических принципах ученого и его взгля-дах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в пони-мании общества как социального организма, подобного био-логическому и развивающегося по таким же законам. По-следовательно проводя аналогию между социальными и био-логическими организмами. Спенсер выделяет следующие их общие черты:

 все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

 они имеют свою внутреннюю структуру;

 эта структура усложняется по мере роста;

 усложнение структуры сопровождается усилением диффе-ренциации функций составляющих ее частей;

 это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе прави-тельство, кровообращения - торговля, сосудистой системы - транспорт, питания - промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологичес-ких организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социаль-ного целого; 2) в биологических организмах элементы суще-ствуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты - переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к опре-деленному (возрастание порядка). Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть <общего процесса эволюции>. Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. Главное направ-ление социальной эволюции Спенсер видел в нарастании внут-ренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых инсти-тутов и т.д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: <производительной>, <распределитель-ной> и <регулятивной>. Каждая их этих систем включает соци-альные институты, под которыми Спенсер понимал <устойчи-вые структуры социальных действий>. Например, в рамках <регулятивной системы> он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции (<церемониальные институции>). Вся система соци-ального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: <страх пе-ред живыми> поддерживается государством, а <страх перед мер-твыми> - церковью.

Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев клас-сификации обществ. Так, он различал <военный> и <промыш-ленный> типы общества. Первый характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество лю-дей в достижении общих целей имеет принудительный харак-тер. В обществах <промышленного> типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

<Военный> тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обще-ством <промышленного> типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве меха-низма совершенствования общества, приписывая ей роль <естественного отбора>.

Спенсер, как и Конт, был противником революционных пре-образований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми по-следствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, на-саждению уравнительности (<поощрение худших за счет луч-ших>), росту бюрократического аппарата, ведающего распреде-лением и перераспределением общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать та-кие социологические категории, как <социальная система>, <со-циальный институт>, <социальная функция> и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.



| Contact Us | ©2005 StudentCompany