Лекции Социология |
Социология 1.Объект и предмет социологии 2. Категории и законы социологии 3. Структура социологии 4. Функции социологии 5. Методология и методика социологического исследования 6. Место социологии в науке История социологии 7. Возникновение и развитие социологии в XIX в. 8.Позитивистская социология О. Конта 9. Органическая теория общества Г. Спенсера 10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма 11. "Понимающая" социология М. Вебера 12. Социологическая теория марксизма 13. Основные направления современной социологии 14. Развитие социологической мысли в России Общество 15. Социологическое понятие общества 16. Типология общества 17. Социальная структура общества 18. Общество и процессы модернизации Мировое сообщество 19. Мировая система и процессы глобализации 20. Концепции глобализации и новый мировой порядок 21. Глобальные проблемы современности и пути их решения 22. Место России в мировом сообществе Социальные общности 23.Социально-территориальные общности 24. Социально-этнические общности Социальные организации 25. Организация как элемент социальной структуры 26. Типология социальных организаций Социальные движения 27. Причины возникновения социальных движений 28. Типы социальных движений 29. Условия распространения социальных движений 30. Личность и социальные движения Социальные изменения и процессы 31. Социальный прогресс 32. Реформы и революции 33. Социальное развитие и социальный прогресс Личность и общество 34. Понятие и теории личности 35. Социализация 36. Девиантное поведение 37.Социальный контроль 38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни 39.Социальные взаимодействия и социальные отношения |
34.
Понятие и теории личности
Проблема личности находится в поле зрения многих являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение близких понятий, как человек, индивид, личность. Человек - это самое общее понятие, которое указыва й принадлежность к человеческому роду (<хомо сапиенс> и для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств. Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. А само понятие < л ичность> характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Непременный и важный признак личности - индивидуаль-ность, под которой понимается единство неповторимых личност-ных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизнен-ного опыта, социальных характеристик. При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений: личность присуща каждому человеку; личность есть то, что отличает человека от животных; личность есть продукт исторического развития, т.е. возника-ет на определенной ступени эволюции человеческого существа; личность есть индивидуальная харак т еристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. В социологии под ли ч ностью понимается устойчивая сово-купность социально значимых черт и качеств , присущих челове-ку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе со-циализации, а также ценностные ориентации, на основе ко-торых формируется поведение личности. Эти социально значимые свойства и качества индивида реа-лизуются в процессе взаимодействия с обществом через конк-ретные социальные группы, институты, общности. Отсюда сле-дует, что личность- это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений. При исследовании процессов взаимодействия человека и об-щества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но преимущественно как субъект социальных от-ношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также спо-собности оказывать обратное воздействие на социальную среду. В качестве первичного источника деятельности личности вы-ступают потребности, отражающие объективные условия суще-ствования человека и являющиеся одной из форм его связи с ок-ружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархи-ческую структуру, нижний уровень которой составляют физио-логические потребности и потребности в безопасности, а выс- ш ий - социальные, престижные и духовные потребности. Будучи осознанными, потребности трансформируются в инт ересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной дея тельности личности, смыслом которой является достижение оп ределенной цели. Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) деятель ности, существуют и внешние побудители - стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды. Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности - ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Согласно концепции В.А. Ядова, диспозиции делятся на выс шие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ц енностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции среднего уровня - это установки на социальные объекты и ситуации. К диспозициям нижнего уровня относ ятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно данных условиях. Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценност и, ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и дис позиций становится важным фактором творческой деятельнос ти личности, преобразования условий ее жизни, развит общества в целом. Теории развития личности Сложность и многомерность процесса формирования и вития личности обусловили появление самых различных тео рий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальв подходов к изучению личности. 1. В рамках междисциплинарных исследований слож и социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д . Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических фак т орах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обуслов-лены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, яв-ляющихся результатом длительной эволюции. Эта теория под-вергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность лю-дей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности. 2. Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа явля-ется не столько сам действующий индивид, сколько выполняе-мая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные вари-анты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и соци-альные психологи. С точки зрения всех этих концепций, лич-ность представляет собой совокупность социальных ролей, вы-полняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей - как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимаю-щему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассмат-ривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе. Ролевая теория личности имеет ряд несомненных досто-инств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодей-ствия человека и общества. Во-вторых, парные понятия роль-статус являются удобным аналитическим инструментом Для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя та-кие смежные категории, как ролевые предписания, ролевые ожидания и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в каче-стве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, тв орческое начало личности. С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция зеркального Я, разработанная американским исследователем Ч. Кули. В со от ветствии с этой концеп цией личность формируется в процессе ее социального взаимо действия и отражает представления человека о том, как его в ос принимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов: представления о том, как его воспринимают другие люди; представления о том, как они его оценивают; как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей. Таким образом, в теории зеркального Я личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зре ния других членов данной социальной группы. 3. При марксистском подходе к изучению личности упор де лается на социальную обусловленность ее природы и деятельно сти. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека есть совокупно сть всех общественных отношений. Сущность же особой личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное каче ство, т.е. общественно значимое качество, присущее многим лю дям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интег рация социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это, с одной стороны, продукт исторического развития, а с другой - результат включения индивида в со циальную систему, его предметной деятельности, способной из менять общественные отношения. 4. В русле психоаналитического подхода сформировала фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личности, разработанная 3. Фрейдом, включает три компонента: сферу подсознания ( Ид -Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные возбуждения; сферу самосознания (Е g о - Я), которая стремится реали зовать бессознательные побуждения в приемлемой для об щества форме; сферу сверхсознания ( Su рег Е g о- Сверх-Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный <моральный цензор >). Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием ре ш аются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противоречащие требованиям морального цензора. Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, - проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человечес-кая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматичес-кий конфликт человека и общества, то к осторожно оптимисти-ческой позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной сис-темы воспитания может произойти эволюция в нужном направ-лении. Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о приро-де личности, о процессах ее формирования и развития. Социальная типология личности Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-эко-номических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы. В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личнос-ти, который реально преобладает в данном обществе. Под ба-зисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип лич-ности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего. В разработку социальной типологии личности большой в клад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характе-ра. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры>. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство бе зопасности и защищенности. Классическому капитализму , по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный харак тер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно этому Э. Фромм выделил четыре типа социального характера: рецеп тивный (пассивный), эксплуата т орский, накопительский и рыноч ный. Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности. В современной социологии получило широк о е распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций. <Традиционалисты> ориентированы в основном на ценн ости долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации данного типа личности выражены весьма слабо. У <идеалистов>, наоборот, сильно выражены независим ость критическое отношение к традиционным нормам, установки саморазвитие и пренебрежение авторитетами. <Реалисты> сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем. Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию - предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, уме ния подать себя; взаимодействия в сфере производства фокуси руют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии. В то же время социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений или иного типа. Иллюстрацией этому может служить уже приводимое ранее заключение М. Вебера о том, что именно измене-ния под влиянием протестантизма ценностных ориентаций лич-ности, ее отношения к труду дали импульс к возникновению <духа> капитализма, стимулировали развитие предприниматель-ской деятельности. Следовательно, комплекс определенных лич-ностных качеств, выраженных в социальном характере, может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препят-ствовать ему или делать его вообще невозможным. |
|
| Contact Us | ©2005 StudentCompany |