Бюджет и бюджетная система
16.Расходы федерального бюджета.
Расходы бюджета определяются направлениями и пределами, установленными федеральными законами в бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета классифицируются по ряду признаков, важнейшим из которых является характер выполнения государственных организаций: экономической, социальной, оборонной и антитеррористической.
В бюджетном послании президента РФ Федеральному собранию РФ о бюджетной политике обосновывает первоочередные задачи бюджетной политики в области расходов, большинство из которых, прямо относится к федеральному бюджету:
• следует устанавливать жёсткие сметы расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений;
• следует формировать механизм, препятствующий принятию закона без учёта их последствий для бюджетной системы;
• разработать концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев замену большинства льгот, адресным формам социальной поддержки населения.
Объём и структура расходов федерального бюджета РФ на 2002 г.
Состав расходов
Сумма,
млн. руб.
Удельный вес,
%
государственное и местное самоуправление
56 745,6
2,91
судебная власть
19 112,0
0,98
международная деятельность
42 858,8
2,19
национальная оборона
284 157,8
14,55
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
176 863,3
9,06
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
30 318,0
1,55
промышленность, энергетика и строительство
57 707,7
2,95
сельское хозяйство и рыболовство
26 821,5
1,37
охрана окружающей природной среды и природных ресурсов (картография, геодезия)
9 758,8
0,50
транспорт, связь, информатика
7 034,3
0,36
развитие рыночной инфраструктуры
20,0
0,00
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
8 693,1
0,45
образование
80 088,3
4,10
культура, искусство, кинематография
10 292,5
0,53
средства массовой информации (СМИ)
10 264,8
0,53
здравоохранение и физическая культура
31 908,1
1,63
социальная политика
430 350,5
22,04
обслуживание государственного и муниципального долга
285 009,3
14,59
пополнение государственных запасов и резервов
527,3
0,03
финансовая помощь бюджетам других уровней
265 400,6
13,59
утилизация, ликвидация вооружений, включая международные договоры
10 315,4
0,53
исследование и использование космического пространства
9 742,0
0,50
военная реформа
16 545,0
0,85
дорожное хозяйство
68 519,4
3,51
целевые бюджетные фонды
13 893,9
0,71
Всего
1 952 948,0
100,00
Характеристику структуры налоговых доходов федерального банка на 2002 год дополняют и характеризуют основные удельные веса, т.е. структура налогов, где наибольший удельный вес занимает:
• налог на прибыль организации 9,8%;
• вывозные таможенные пошлины 9,6%;
• единый социальный налог (ЕСН) 13,2% зачисляемый в федеральный бюджет, начиная с 2002 года.