www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)- основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии <О разделении общественного труда>, <Правила социологического метода>, <Самоубийство> и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала <Социологический ежегодник>, вокруг которого сложилось влиятельное научное направление - французская социологическая школа.

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие социальную реальность социальные факты, подразделяя их на <морфологи-ческие> и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. (<матери-альный субстрат> общества), ко вторым - традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. (<коллективное сознание> общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как на-уку об институтах, их возникновении и функционировании.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: соци-альную морфологию, социальную физиологию и общую социо-логию.

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует <субстрат> общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, рас-пределения по территории. Социальная физиология исследует <жизненные проявления общества> и включает в себя ряд част-ных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и уста-навливает наиболее общие социальные законы.

В качестве главных методологических принципов социологии Дюркгейм выделял:

 принцип эмпиризма и объективизма в изучении соци-альных явлений (<социальные факты нужно рассматривать как вещи>);

 признание специфичности и автономности социальной реальности;

 приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индиви-дов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют. Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности.

В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая - самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.

Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознай уступает место новому коллективному сознанию, которое в< более принимает светский, рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется <реституционным> правом, ориентированным на перевоспитание нарушителей закон

Переход от механической к органической солидарное Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, глав> фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специализации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вы-нуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следова-тельно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер <со-циального бытия>.

Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Под термином <аномия> (буквально <беззаконие>) Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление ха-рактерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Развернутое обоснование концепция социальной аномии по-лучила в фундаментальной работе Дюркгейма <Самоубийство>, где на большом статистическом материале прослеживалась ди-намика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюр-кгейму удалось органично соединить эмпирическое и теорети-ческое в социологическом исследовании.

Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изуче-нию общества, разработал не только общую теорию и методо-логию социологического исследования, но и его конкретные ме-тоды, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин <аномия> позволяет дать объяснение дефектов соци-альных норм и причин отклоняющегося поведения.



| Contact Us | ©2005 StudentCompany