www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
18. Общество и процессы модернизации

В социологам под модернизацией преимущественно понимается переход от традиционного общества к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. По определению известного американского социолога Н. Смелзера, модернизация это сложный комплекс экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений .

Теория модернизации была разработана в основном применительно к развивающимся странам. Тем не менее, она во многом объясняет процесс реформирования любого общества, трансформации по образцу передовых стран мира. Модернизация охватывает практически все стороны жизни общества экономику, социальные отношения, духовную жизнь, политическую сферу.

В сфере экономики модернизация предполагает использование научных знаний и современных технологий; углубленной профессиональной специализации; формирование рынков товаров, капиталов, труда; развитие предпринимательства и рыночных отношений; увеличение независимости экономики, политики; отделение производства и рабочего места от семейного хозяйства; повышение производительности сельского труда, развитие фермерского хозяйства и т.д. Структуры изменения в экономике сопровождаются усилением социальной мобильности, массовой миграцией из сельской местности в крупные города, трансформацией традиционных социальных структур, повышением материального уровня населения и др.

В социально-политической сфере основными проявлениями модернизации становятся формирование правового государства, демократизация политической системы, партийный плюрализм, рост социальной активности населения и его участия в политической жизни, становление институтов гражданского общества, повышение политической культуры граждан, развитие средств массовой информации и коммуникации.

В духовно-культурной сфере модернизация предполагает распространение ценностей индивидуализма, прогресс науки образования, рационализацию сознания, формирование нравственных предпосылок для новых форм хозяйственной активности, секуляризацию и растущее разнообразие духовной жизни. Сущ-ность перемен в этой сфере передается понятием <модернити> как комплексной характеристики культуры современного запад-ного общества.

Культура <модернити> означает приверженность рационализ-му и сциентизму, ориентацию на рост материального производ-ства и технический прогресс, отношение к природе как объекту приложения своих сил и знаний. Это также идея равенства воз-можностей и личной свободы, индивидуализм, установка на до-стижение успеха, готовность человека к постоянным переменам и стремление инициировать такие перемены.

В зависимости от характера и времени осуществления раз-личают два вида модернизации: первичную (органическую) и вторичную (неорганическую). Первичная модернизация отно-сится к периоду промышленной революции, которая началась в Великобритании в 60-х гг. XVIII в., а спустя несколько деся-тилетий охватила США, Францию, Германию и другие запад-ные страны. Эта модернизация, происходила естественным об-разом, на основе собственных социально-экономических, политических и социокультурных предпосылок, и отвечала внутренним потребностям общественного развития. Она орга-нично вытекала из всей предшествующей эволюции общества и его исторической подготовленности к всесторонним, глубо-ким переменам.

Вторичная модернизация, связанная, гаавнымобразом, с раз-вивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, не является органичным результатом естественного хода эволюции общества. Она во многом продиктована извне: стремлением войти в мировое сообщество, адаптироваться к новой геополи-тической реальности, дать ответ на <вызов> со стороны других стран. Это своеобразный способ <догоняющего развития>, когда власти проводят реформы с целью преодоления исторической отсталости страны.

Такая модернизация, как правило, осуществляется путем привлечения иностранных инвестиций, заимствования передо-вой технологии, закупки зарубежного оборудования, приглаше-ния иностранных специалистов, обучения за рубежом и т.д. Со-ответствующие изменения происходят в политической и социальной сферах: кардинально меняется система управления, создаются новые структуры и институты власти, перестраивает-ся по западным образцам конституция страны, формулируется новая законодательная система, пересматриваются взаимоотношения государства и общества. Важным социально-психологическим фактором при этом является так называемый демонстрационный эффект, стремление к подражанию в стиле и образе жизни наиболее богатым, развитым странам.

Вторичная модернизация как бы искусственно привносится <сверху>, она неорганична для социально-экономической и духовной системы общества, нарушает его единство и историческую преемственность развития. Поэтому большинство населения часто к ней не готово и не оказывает необходимой социальной поддержки. Все это определяет сложный и противоречивый характер процессов модернизации в тех иных странах.

Однако в ряде случаев вторичная модернизация может увенчаться успехом, когда страны в итоге ее проведения начинают развиваться на собственной основе. Так произошло в Японии, которой потребовалось всего два десятилетия, чтобы догнать по некоторым показателям даже обойти США, откуда она первоначально позаимствовала передовую технологию.

Что касается России, то пока модернизация не приносит ожидаемых результатов. В стране не отлажен эффективный механизм рыночной экономики, нет цивилизованного свободной предпринимательства, не обеспечен высокий уровень жизни и социальной защиты населения, отсутствует поддержка малого бизнеса, не сложился многочисленный средний класс, определяющий стабильность и благосостояние общества. Вместе с тем высокий научный и интеллектуальный потенциал российского общества питает известную надежду на благополучные перспективы развития модернизаторских процессов в нашей стране.

Следует отметить, что в настоящее время теоретики модернизации во многом пересматривают свои концептуальные установки. Это связано с новым взглядом на роль традиционных институтов и культур, выявлением их способности органично включаться в процессы модернизации, обеспечивая целостность и духовное единство общества. Тем самым противопоставление традиционных и индустриальных обществ рассматривается уже не как жесткая антитеза, а как подвижное соотношение, обусловленное динамизмом традиционного начала, его способностью изменяться и адаптироваться к современным условиям.



| Contact Us | ©2005 StudentCompany