www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
19. Мировая система и процессы глобализации

В современную эпоху значительно возрастает общепланетар-ное единство человечества, которое представляет собой единую мировую систему, все части которой находятся в теснейшей вза-имосвязи и взаимозависимости.

Понятие <мировая система> надо понимать в узком и широ-ком смысле. Известный современный американский политолог И. Валлерштайн предложил различать мировые империи и миро-вые экономические системы. В древности они практически совпа-дали. Что такое империя монголов в XIV в., куда входила поко-ренная Русь, - империя или экономическая система? Если мно-жество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система - у нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя извест-но, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее к системам, нежели к империям.

Мировая империя - это несколько территорий, объединен-ных военной и политической властью. Империи инков, Алек-сандра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относится к типу мировых империй, представ-ляют собой очень разнородные (культурно,, социально, эконо-мически, реже - религиозно), обширные по территории, не-прочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

Классическая для западной науки дефиниция империи, принадлежащая С.Н. Айзенштадту, представляет собой следующее определение. "Термин "империя", - пишет Айзенштадт, - обычно используется для обо-значения политической системы, охватывающей большие, относительно сильно централизованные территории, в которых центр, воплощенный как в личности императора, так и центральных политических институтах, образо-вывал автономную единицу. Хотя империи обычно основывались на тради-ционной легитимации, они часто использовали некоторые более широкие, потенциально универсальные политические и культурные ориентации, выхо-дившие за пределы того, что было свойственно любой из составляющих им-перию частей".

В своем определении империи Айзенштадт основывается на предложенной им в более ранних трудах (3) типологии политических систем. Три из семи выделенных в рамках этой типологии разновидностей квалифицируются уче-ным как империи. К империям, таким образом, относятся патримониальные империи (держава Карла Великого), империи кочевников и "централизованные исторические бюрократические империи", являющиеся непосредственным предметом исследований Айзенштадта. К числу последних он относит Древ-ние Египет и Вавилон, с оговорками - державы инков и ацтеков Китай пе-риода династий Цинь и Хань, персидское государство Сасанидов и в мень-шей степени Ахеменидов, эллинистические царства, Рим, Византию Индию времен Маурьев, Гуптов и Моголов, арабский халифат при Аббасидах и Фа-тимидах, Оттоманскую империю, наконец, европейские колониальные госу-дарства эпохи абсолютизма (в том случае, если их политическая практика предполагала прямое расширение государственного патримония, не ограни-чивающееся торговой колонизацией и созданием на иной территории от-дельных поселений), например, Испанию. Обращает на себя внимание отсутствие в этом перечне России.

Валлерстайн утверждает, что главным новшеством и условием воз-никновения капитализма как глобальной организации был отход от ста-рой формы мир-империй типа Римской или Китайской В мир-империях, то есть империях, стремившихся охватить известный их обитателям мир, также существовали рынки, но они контролирова-лись централизованными военно-чиновничьими организмами. Капита-листическая мир-экономика, или экономика, охватив-шая рыночным разделением труда весь известный мир, регулируется иными механизмами, не имеющими формального политического центра и с самого начала вышедшими из-под контроля отдельных государств.

Европейцы стали пионерами новой формы <исторической системы> - мировой системы. Со временем на-селение многих стран попало в сферу влияния Европы. Начало европейской гегемонии прослеживается с крестовых походов - христианских военных экспедиций, предпринятых между XI и XIV вв. с целью отвоевать <священную землю> у мусульман. Италь-янские города-государства использовали их для расширения тор-говых путей. В XV в. Европа установила регулярную связь с Азией и Африкой, а затем и с Америкой. Европейцы колонизировали другие материки, приезжая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чиновников. Открытие Америки Колумбом навсегда соединило Старый и Новый Свет. Испания и Португалия добы-вали в чужих странах золото и серебро, набирали рабов, оттес-няя туземцев в глухие районы.

С освоением внеевропейских территорий изменился не толь-ко характер экономических связей, но и весь уклад жизни. Если раньше, буквально до середины XVII в., рацион питания евро-пейца составляла продукция натурального хозяйства, т.е. то, что было выращено внутри континента сельскими жителями, то в XVIII-XIX вв. в ассортимент продуктов, в первую очередь для нужд высшего класса (он всегда идет в авангарде прогресса), входит импорт. Одним из первых заморских товаров стал сахар. После 1650 г. его употребляют в пищу не только высшие, но и средние, а затем и низшие слои населения. На столетие раньше в Европу попадает табак. К 1750 г. даже самая бедная английская семья могла включить в рацион чай с сахаром. В Индии впервые производственным способом был получен сахар, который евро-пейцы завезли в Новый Свет. Климат Бразилии и Карибских островов представлял собой идеальные условия для выращива-ния сахарного тростника. Европейцы основали здесь плантации, удовлетворяя расту щи и во всем мире спрос на сахар. Спрос на сахар и его предложение привели к возникновению междуна-родного рынка, а вслед за этим и работорговли. Дешевая рабо-чая сила, которую вывозили из Африки, нужна была для расту-щей плантационной экономики. Сахар и хлопок стали основ-ным предметом международной торговли, связав континенты, расположенные по разные стороны океана.

В XVII в. сложились два торговых треугольника, включающих в себя торговлю сахаром и рабами: 1) производимые в Англии товары продавались в Африке, а африканские рабы продавались в Америке; в свою очередь, американские тропические товары (особенно сахар) продавались Англии и ее соседям; 2) спирт-ные напитки из Англии кораблями доставлялись в Африку, аф-риканских рабов перевозили на Карибы, а черная патока (из сахара) посылалась в Новую Англию для изготовления спирт-ных напитков. Труд африканских рабов увеличивал американ-ское богатство, значительная часть которого возвращалась в Ев-ропу. Продукты, выращенные рабами, потреблялись в Европе. Сюда из Бразилии шли кофе, краски, сахар и пряности, из США - хлопок и спиртные напитки.

Постепенно международная торговля превратилась в господ-ствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали опреде-лять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения дохода. Сложилось понятие <мировая капиталисти-ческая экономика> - единая мировая система, вовлеченная в производство для продажи и обмена в основном с целью увеличения прибыли, а не обеспечения народа. Теперь эта система регулирует направление развития отдельных стран.

Мировая экономическая система - это совокупность терри-торий или стран, объединенных экономическими связями. Это понятие шире понятия <мировая капиталистическая экономи-ка>, поскольку включает в себя страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но менее широко, чем поня-тие <мировая система>.

Мировая капиталистическая экономика - высшая и послед-няя форма мировой экономической системы, существующая почти 500 лет, но так и не превратившаяся в мировую империю:

транснациональные корпорации находятся вне контроля еди-ного правительства и свободно перебрасывают огромные капи-талы через государственные границы. К мировым экономичес-ким системам следует отнести так называемый социалистичес-кий лагерь, куда в 60-80-е гг. XX в. входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьет-нам. У них не было единого правительства, каждая страна пред-ставляла собой суверенное государство - стало быть, это не было империей. Но между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках созданного в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В широком смысле мировая система включает все ныне сущест-вующие на планете страны. Она получила наименование миро-вого сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превращается в миро-вую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы - мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно го-сударственное образование) и мировые экономические систе-мы (страны, развивающие сходную экономику, но политичес-ки не объединенные в одно государство).

Глобализация мира - объек-тивный процесс, обусловленный растущей интернационализаци-ей всех сторон жизни стран и народов. Она проявляется не только и не столько в обострении глобальных проблем совре-менности, сколько в том, что достигнут такой уровень интегрированности мирового сообщества, при котором успешное развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом. И, наоборот, успех в решении проблем всего человечества оказывается в зависимости от активности и согласованности действий отдельных стран, народов мира.

В настоящее время еще не проявились в полной мере все аспекты глобализации, не стали очевидными все последствия этого сложного процесса. Здесь можно говорить лишь об определенных тенденциях.

1. Формирование единого информационного пространств на основе новейших компьютерных технологий- важный фактор трансформации обществ, изменения структуры повседневности. Так, объединение пользователей в сети интернет привело к образованию качественно нового социального пространства, где возможна коммуникация, и интеракция партнеров, находящихся за тысячи километров друг от друга, в разных социальных средах и системах.

В пространстве, созданном благодаря компьютерной коммуникации, возникают новые ассоциации и сообщества, основанные на сходстве определенных целей и интересов. При этом сокращается дистанция между различными социальными слоями и группами. Жители сельских областей, которые до сих пор не имели шансов изменить свое социальное окружение, сегодня могут найти партнеров по интеракциям из самых различных социальных кругов. В связи с этим некоторые социологи говорят о феномене <глобальной деревни>, имея в виду типично сельскую открытость и простоту общения участников подобных коммуникаций. Впрочем, другие социологи считают, что виртуальные контакты в компьютерном сообществе больше напоминают отношения городского типа и поэтому следует говорить о феномене возникновения <телеполиса>.

Массовое использование информационных технологий вносит много нового в повседневную жизнь людей. Вопросы приобретения товаров, поиска работы, получения информации отныне все чаще связаны с выходом в компьютерную коммуникативную сеть. Расширение такой сети порождает новые формы общения между людьми, устраняет социальные барьеры, меняет социальную структуру современного общества. Некоторые социологи сегодня ставят вопрос: возможно ли благодаря новым коммуникативным сетям, развитию кабельного телевиде компьютерных технологий изменение самого характера общества, превращение его из <массового общества> в <общество индивидуальностей>.

Значительные изменения происходят и на планетарном уровне. Мировое сообщество все больше превращается в гло-бальную коммуникационную систему. Тем самым создаются принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации отношений между странами, народами, людьми. Благодаря средствам массовой информации, развитию глобаль-ных коммуникационных сетей ни одно национальное государ-ство не остается изолированным от других, а оказывается включенным в мировую систему.

2. Важнейшая тенденция глобализации -усиление экономи-ческой интеграции, развитие новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информаци-онные потоки.

Современные транснациональные корпорации (ТНК) - их еще принято называть глобальными корпорациями, - в отличие от прежних ТНК производственного типа, действуют преиму-щественно на информационных и финансовых рынках. Про-исходит планетарное объединение этих рынков, формируется единое мировое финансово-информационное пространство. Со-ответственно возрастает роль ТНК и тесно с ними связанных наднациональных экономических структур и организаций (та-ких, как Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития. Международная финансовая корпорация и др.).

В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой нацио-нальный доход отдельных, довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51 позицию занимают ТНК. Причем сфера деятельности значительной части из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести сетевые компьютеры, новейшие компьютерные прграммы, организационные технологии, техноло-гии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют сегодня финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.

3. Процессы экономической глобализации сопровождаются политической глобализацией, сущность которой составляет формирование транснациональной элиты. Новое качество межэлитного взаимодействия проявляется сегодня в том, что на смену относительно устойчивым альянсам в рамках национальных границ и военно-политических союзов приходит гибкая система современных элитных альянсов. Проведение многочисленных саммитов и встреч на правительственном уровне, организаций и форумов региональных ассоциаций и объединений,- все стимулирует образование взаимозависимых элитарных групп, слабо подотчетных национальным электоратам.

Некоторые исследователи, .называя этот феномен <культурой Давоса>, приходят к выводу, что в условиях глобализации происходит постепенное смещение центра принятия решений с национального на наднациональный уровень. Сегодня все наиболее важные стратегические решения принимаются небелый группой ведущих держав типа <Большой семерки>. Возросла роль в политической сфере и различных интеграционных структур - НАТО, ОБСЕ и др. Все это свидетельствует о централизации мировой системы и консолидации политических элит, <выстраивающих> новую модель мира.

4. Глобальные процессы охватывают также сферу культуры. Благодаря развитию средств массовой информации и коммуникации формируется единое мировое социокультурное пространство. Доминирующей тенденцией становится сближение культур, универсализация образа и стиля жизни, распространение западных культурных образцов и моделей поведения.

Ряд исследователей отмечают появление <новой медиальной культуры> на основе электронных средств информации. Делаются также прогнозы относительно становления <планетарного сознания>, новой гуманистической культуры, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Это связывают с резким возрастанием роли в современном обществе интеллектуальных технологий, предполагающих информационное обогащение личности, приобретение ею нового знания в процессе постоянного образования и совершенствования профессиональных качеств.

Многие социологи, философы, политики отмечают противоречивый характер процессов глобализации. С одной стороны открываются новые возможности для экономического и научно- технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, повышения интеллектуального потенциала личности, углубления международного сотрудничества, расширения мировых связей и отношений; с другой - увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, возрастает угроза суверенитету отдельных государств, подрывается нацио-нальные валюты и экономики, обостряются экономические про-блемы, создаются условия для манипулирования массовым со-знанием с помощью новейших информационных технологий.

В связи с этим некоторые эксперты и аналитики ставят воп-рос о необходимости демократизации международных отноше-ний, создания мировой системы сдержек и противовесов, разви-тия сети негосударственных организаций, экологических и пацифистских движений как основы <глобального гражданского общества>, <космополитической демократии>. Подобные меж-дународные объединения граждан могли бы оказывать давление на институты транснационального бизнеса, требовать от корпо-раций соблюдения принципов социальной ответственности, спа-сения окружающей среды, решения других общечеловеческих проблем.



| Contact Us | ©2005 StudentCompany