www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
37.Социальный контроль

Институты в то же время выступают инструмен-тами социального контроля, так как благодаря сво-ему нормативному порядку стимулируют людей под-чиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов пове-дения.

Функции и содержание социального контроля

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

 охранительную функцию;

 стабилизирующую функцию.

Социаль н ый контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с по-мощью использования властных полномочий и вклю-чает такие понятия, как соц и альные нормы, санкции, власть.

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обществен-но одобряемого) поведения.

Нормы суть некие идеаль-ные образцы (шаблоны) , предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в кон-кретных ситуациях. Они различаются масштабом.

П е рвый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных ту-совках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах) .

Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в це-лом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе прису-щи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти-кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общена-циональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифициро-вать в зависимости от того, насколько строго соблю-дается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут следовать очень сильные жесткие санк-ции - изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь.

Нормы связывают или, как научно выражаются специалисты, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Во- первых, нормы - это также и обязанности одного лица по отношению к дру г ому или другим лицам. Во-вторых, нормы - это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения.

Обязанности свидетельствуют о том, что исполни-тель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или но-сителям. Права говорят о том , что человек может по-зволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограни-чивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвя-заны между собой так, что одно предполагает другое.

Выполняя те или иные обязанности, индивид не-сет перед другими определенную ответственность.

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения , способствующие соблюдению соци-альных норм. Наряду с ценностями они ответственны зато, почему люди стремятся выполнять нормы. Нор-мы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции - развет-вленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е, за девиантность. Конфор-мизм представляет собой внешнее согласие с общепри-нятым, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том. По существу в достижении конформизма заключается одна из целей социального контроля. Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

С социальными нормами тесно связаны ценнос-ти. Ценности - социально одобряемые и разделяе-мые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романти-ческая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвер-гаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

А генты и инструменты социального контроля

Внешний контроль - это совокупность институ-тов и механизмов, гарантирующих соблюдение обще-принятых норм поведения и законов. Он подразделяет-ся на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный) .

формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны обще-ственного мнения, которое выражается через тради-ции и обычаи либо средства массовой информации.

Формальный контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных об-ществ и государств, в частности, древневосточных империй.

Его осуществляют специальные люди - аге нт ы формального контроля. Это лица, специально обучен-ные и получающие зарплату за выполнение конт-рольных функций. Они - носители социальных стату-сов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специ-альных должностных лиц церкви т. д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном его основой выступают писанные нормы: инструкции, ука-зы, постановления, законы. Социальный контроль при-обрел и н сти т у ц иональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие ин-ституты современного общества, как суды, образо-вание , армия, производство, средства массовой инфор-мации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам , правительство - системе налогообложения и социаль-ной помощи населению, государство - полиции, сек-ретной службе, государственных каналов радио, теле-видения и органов печати.
Сделаем выводы: типология методов контроля включает, в одном случае мягкие и жесткие, прямые и косвенные методы, в другом - общий и детальный контроль. Частным случаем последнего выступает над-зор, который в тоталитарном обществе разрастается до крупномасштабной системы.



| Contact Us | ©2005 StudentCompany