www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
31. Социальный прогресс

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые обнаружили ряд закономерностей или тенденций: одна из них - закон ускорения истор и и, согласно которому каждая последую-щая стадия развития общества занимает в 3-4 раза меньше вре-мени, чем предыдущая.

Так, период капитализма короче эпохи феодализма, а тот, в с вою очередь, короче рабовладельческого строя; самым продол-жительным был первобытнообщинный строй, просуществовав-ший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества на основе раскопок памятников материальной культу-ры, обнаружили ту же закономерность: оказалось, что камен-ный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, был более протяженным, чем век металла, состоящий из бронзо-вого и железного веков. Чем ближе к современности, тем силь-нее сжимается спираль исторического времени, тем быстрее, динамичнее развивается общество.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. Это обусловлено тем, что в каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например чоппер - массивное орудие из гальки, обра-ботанное с одной " стороны, претерпевал незначительные изме-нения на протяжении жизни десятков и сотен поколений. На-против, в современном мире при жизни одного поколения сменя-ется несколько видов орудий, техники и технологии.

Новейшая история составляет всего '/^ддд часть всемирной истории, но этот период наиболее насыщен социальными, куль-турными, экономическими и политическими событиями.

Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., 122

ережили практически три типа цивилизации: аграрную, инду-ст р иальную и постиндустриальную.

Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения человечества к современному обществу. Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда, ознаме-новавшие начало технического прогресса; примерно 1 5 тыс. лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и наскальные рисунки; около 8-10 тыс. лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству; прибли-зительно 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, специа-лизироваться на тех или иных видах труда, разделились на соци-альные классы; 250 лет назад произошла индустриальная рево-люция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Другая закономерность - закон, согласно которому народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Действительно, и в США, и в России с индустриально развитыми регионами со-седствуют районы, где проживают народы, сохранившие доин-дустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда они вовле-каются в современный поток жизни, последовательно не прой-дя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые уста-новили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью: для одних народов время протекает быстрее, для других - медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. Процесс мо-дернизации во второй половине XX в. коснулся не только США и Западной Европы, но и исламских стран; многие из них вско-ре достигли технических и экономических высот, однако было обнаружено, что вестернизация приводит к утрате традицион-ных ценностей. Движение фундаментализма, существующее в этих странах, и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма народные обычаи и нравы.

Прогресс возникает, когда ускорение приводит только к по-зитивным сдвигам в обществе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно: нет ни одного общества, в котором орудия труда не совершенствова-лись бы, а, напротив, ухудшались, ведь чем совершеннее ору-дие, тем выше производительность труда - и в промышленно-сти, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения 123

можно прокормить на одной и той же площади. Растет числен-ность и одновременно плотно с ть населения. Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяет отвлечь зна-чительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные кон-такты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации - город. Возникнув как торговые центры, города постепенно превращаются в очаги религиозной, культурной и научной жизни.

Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место автоматизи-рованным комплексам. Из недифференцированной толщи народ-ной культуры выделяется первоначально светское искусство (са-лонная культура), а позже - массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура, а затем - изящные искусства. Изменяется образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные семьи, состоящие из многих поколений, распадаются на мно-жество нуклеарных, состоящих из двух поколений - родителей и их детей.

Три столетия назад Европа голодала по причине частых эпи-демий. Во время промышленной революции с эпидемиями было покончено, но голод по-прежнему был еще довольно частым явлением. Сегодня же это такая редкость, что газеты пишут о нем как о сенсации. С любой точки зрения материальное благо-состояние человека выросло в гигантской степени: сейчас по-чти в каждом доме есть водопровод, телевизор, хорошая одежда и многое другое, что необходимо для нормальной жизни, боль-шинство семей имеют автомобили. По мере роста расходов на социальные услуги огромные улучшения произошли в здраво-охранении, образовании, общественном транспорте, коммуни-кациях, пенсионном обеспечении.

Всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации назы-вается социальным прогрессом. Это обобщающее понятие вклю-чает в себя экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса является технический. (По отношению к политике и религии термин <прогресс> непри-меним).

Регресс - процесс, противоположный прогрессу, попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Прогресс и регресс различаются не только вектором движения, но и масштабом: 124

прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического вре-мени, а регресс - процесс локальный, охватывающий отдель-ные общества и небольшие промежутки времени. Человечество в целом никогда не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.

Различают реформистский (постепенный) и революционный (скачкообразный) виды социального прогресса.

Реформа - это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагиваю-щих основ существующего социального строя.

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, представляющее собой пере-ход общества из одного качественного состояния в другое, сово-купность большого числа или комплекса реформ, проводимых одно - временно, с целью изменения основ социального строя.

Реформы называются социальными, если они касаются пре-образований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в обществен-ной жизни, доступе к социальным благам. Изменения правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан, но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введе-ние всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы, а касаются социального положения многочисленных слоев населения, ог-раничивают или расширяют доступ миллионам людей к соци-альным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Наряду с социальными проводятся экономические (переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система) и по-литические реформы (изменение конституций, формы го-лосования на выборах, расширение гражданских свобод, пере-ход от монархии к республике). Могут проводиться и законода-тельные реформы, но говорить о технических реформах неправомочно - в этом случае используются выражения <техн и -ческие нововведения> или <изобретения>.

Реформы могут быть прогрессивными п р о грессивными. Напри-мер, введение цензуры в средствах массовой информации про- 125

грессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, проводятся не во всех странах, а в отдельной стране, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят <сверху>, проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?

Когда назревает потребность в проведении множества реформ, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединение людей проводят социальную революцию.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. проводи-лась именно с такой целью, в результате чего были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, свобо-да слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, иначе говоря, основы сущест-вующего строя стали другими.

Но прежде чем провести комплексные социальные преоб-разования, партия большевиков осуществила политический пе-реворот - штурм Зимнего и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы.

Революции бывают кратковременными и долговременными.

Самой длительной в истории человечества была так называ-емая неолитическая (аграрная) революция, которая представляла собой качественный скачок от собирательства к земледелию. Она началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени воз-никли развитые земледельческо-городские цивилизации в Ме-сопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке. Фактически создана совреме н ная цивилизация. Благодаря аграр-ной революции человек перестал быть кочевником, создал сель-ские общины, многие из которых переросли в города. Резко из-менились условия жизни человека, повысились производитель-ность общественного труда. Г. Кан, проследивший динамику роста валового национального дохода на душу населения как резуль-тат неолитической революции, обнаружил, что в среднем еже-годный доход на душу населения в разных странах поднялся до 100-500 долл. в год (выше 500 долл. этот показатель не подни-мался даже в самые урожайные годы )*.

Глобальным процессом была и промышленная революция XVIII- XX вв., которая привела к смене одного экономического строя 126

(феодализм) другим (капитализм), одного технического уклада (мануфактура) - другим (машинное производство). Впервые в истории изменения в способе производства изменили социальную структуру общества и привели к формированию новых классов - капиталистов и пролетариев.

[ Обе революции относятся к так называемым технологичес-ким. В результате неолитической революции ч е ловек стал вести оседлый образ жизни и перешел от присваивающей формы ве-дения хозяйства к производящей, связанной с развитием зем-леделия и скотоводства. В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возник-ла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные перегородки, провозглашены равные гражданские права). С про-мышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (клас-сового).

Глобальные революции, затрагивая все сферы общества и множество стран, занимают большой период времени, однако всегда приводят к качественному изменению общества.

Между научно-техническим и социальным прогрессом все-гда существовали определенные расхождения, несоответствия и даже противоречия. Бюджетная ситуация в богатых странах ни-когда еще не была столь устойчивой, технологии не развивались столь динамично, а перспективы роста не были столь обнадежи-вающими, как в 2001 г. Вместе с тем никогда ранее демографи-ческая ситуация на нашей планете не была столь пугающей. В действительности процветает лишь каждый 6-й житель Зем-ли, входящий в так называемый золотой миллиард (совокуп-ность всего населения самых развитых стран), а 2 /, жителей на-ходятся у черты бедности или нищеты. Технологический про-гресс в развитых странах привел к демографическому кризису:

прирост населения в Западной Европе и США происходит от-нюдь не за счет белого населения, а за счет нынешних или про-шлых мигрантов из стран третьего мира. Между коренным насе-лением и мигрантами усиливается межнациональная и соци-альная напряженность. Вводятся запретительные барьеры на пути миграции иностранцев. К 2025 г. 6-миллиардное население пла-неты увеличится еще на 2 млрд. и большая часть этого прироста населения придется на развивающиеся страны. Через 25 лет на-селение Европы будет примерно таким же, как и сегодня, в то время как численность населения развивающихся стран возрас-тет с 5 млрд. до почти 7 млрд. человек. А это означает, что проблема бедности перестанет быть интернациональной и вскоре станет для развитых стран, куда устремятся потоки мигрантов, делом внутринациональным



| Contact Us | ©2005 StudentCompany