www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
5. Методология и методика социологического исследования

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организа-ционно-технических процедур, связанных единой целью - полу-чить достоверные данные об изучаемом явлении для их после-дующего практического применения.

Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедур-ный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе кото-рых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедур-ный уровень характеризует непосредственную организацию про-ведения самого исследования.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описа-тельное и аналитическое.

Разведывательное исследование (его иногда называют пило-тажным или зондажным) - наиболее простой вид социологи-ческого исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведыватель-ного исследования является экспресс-опрос, задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование - более сложный вид социоло-гического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование - самый глубокий вид социо-логического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-след-ственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования - это эксперимент, который в со-циологии служит не столько методом сбора информации, сколь-ко проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное соци-ологические исследования. Разовое исследование (его также на-зывают точечным) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент его изучения. Повторные исследования позволя-ют получить данные, отражающие изменение изучаемого соци-ального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований - панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же соци-альных объектов через определенные интервалы времени, вто-рые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.

Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, регио-нальные, отраслевые, локальные.

В эмпирическом социологическом исследовании можно вы-делить три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

I. На подготовительном этапе происходит разработка про-граммы исследования, которая представляет собой изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последовательных операций для про-верки высказанных предположений;

Методологический раздел программы составляют следую-щие элементы: формулировка проблемы, объекта и предмета исследова-ния; определение цели и задачи исследования; интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследова-ния; выдвижение гипотез. В методический раздел программы входят: конкретизация общей схемы исследования; определение обследуемой совокупности социальных объектов; характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных.

В программе должно быть четко указано, является исследо-вание сплошным или выборочным. Сплошное исследование ох-ватывает генеральную совокупность, под которой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежа-щих изучению. Выборочное исследование охватывает выбороч-ную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генераль-ной совокупности, отобранную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%.

П. На основном этапе исследования происходит сбор социо-логической информации. К основным методам сбора эмпири-ческих данных относят опрос, наблюдение и документальный метод.

1. Социологический опрос - это самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий пись-менное или устное обращение к группе лиц, называемых рес-пондентами.

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анке-тированием. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, га-зету или журнал).

Центральная проблема анкетного опроса - правильная по-становка вопросов, которые должны формулироваться четко, не-двусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач ис-следования. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям:

 содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведе-ния и о личности респондента;

 форма: открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);

 функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления ад-ресата основного вопроса и контрольные вопросы для проверки искренности респондента).

Опросы, проводимые в устной форме, называются интер-вьюированием. Главное различие между анкетным опросом и со-циологическим интервью состоит в форме контакта исследова-теля и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании - путем непосред-ственного общения. Интервью имеет определенное преимуще-ство: если респондент затрудняется с ответом, он может обра-титься за помощью к интервьюеру.

Социологическое интервью может быть прямым (<лицом к лицу>) и опосредованным (телефонное интервью), индивиду-альным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в

прикладной социологии различают три вида интервью: стандар-тизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фо-кусированное (менее формализованное интервью, цель которо-го - сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).

2. Социологическое наблюдение - это метод сбора первич-ных данных путем непосредственного восприятия какого-либо явления, свойства и особенности которого фиксируются иссле-дователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самы-ми различными: записи в бланке или дневнике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др.

В социологии различают включенное и невключенное наблю-дение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непос-редственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называ-ется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Как правило, метод наблюдения в конкретных социологичес-ких исследованиях применяется в сочетании с другими способа-ми сбора фактического материала.

3. Документальный метод - это способ получения социоло-гической информации с помощью изучения документов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, свя-занного с количественным подходом к изучению документаль-ных источников. Последний получил название контент-анали за.

Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях:

^ когда требуется высокая степень точности или объектив-ности анализа;

^ при изучении больших массивов документов (прессы, за-писей радио- и телепередач и т.д.);

^ при обработке ответов на открытые вопросы анкет.

Разновидностью документального метода является докумен-тально-биографический метод, при котором с помощью изуче-ния личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать обще-ство через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще ис-пользуется в историко-социологических исследованиях. 16

III. Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, полу-чение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и реко-мендаций. Процесс обработки и анализа данных включает сле-дующие последовательные действия:

1) редактирование информации, основное назначение кото-рого - проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных

анкет;

2) кодирование информации - перевод данных на язык фор-мализованной обработки и анализа;

3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статис-тические закономерности, позволяющие исследователю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистическо-го анализа социологи применяют программы математиио-статисти-ческой обработки.

Далее производятся интерпретация и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.

Результаты социологического исследования оформляются в виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и прак-тические рекомендации.



| Contact Us | ©2005 StudentCompany