www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
28. Типы социальных движений.

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограни-ченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в состоянии изменить, обычно возникают экспрессив-ные социальные движения. Каждый участвующий в таком движе-нии индивид соглашается с существующей непривлекательной дей-ствительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифи-цируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь тер-пимой,

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии. существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди. участвовавшие в таких мистериях. совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и ма-гов, создавали мистические учения, для того чтобы практически пол-ностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общест-ва. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявля-ются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы - это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собст-венную субкультуру и дистанцироваться от чуждою им общества.

Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую про-шлую жизнь. В то же вре-мя такие экспрессивные движения могут прокладывать путь рефор-мам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и мо-гут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализи-ровать прошлое, противопоставлять <героические>- времена настояще-му времени. Такое свойство экспрессивных движении может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными по-литическими движениями.

Утопические движения . Они сводились к- попыткам создания идеальных социаль-ных систем в кружках утопистов , состоящих из немногочисленных последователей утопических идеи, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосре-доточив внимание только на отдельных негативных сторонах обще-ственного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо рефор-мы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в закончен-ном виде возникают лишь в демократических обществах, когда лю-ди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основ-ных социальных институтов. Революции следует отличать от государ-ственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему вла-сти в обществе неизменными. Термин <революция> применяется ино-гда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как <промышленная революция>, <сексуальная револю-ция>. Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значени-ем данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, раз-рушить существующую социальную систему и установить новый со-циальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежне-го. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмо-сфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские ис-следователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее ти-пичные стадии успешного развития революционных движений: 1) на-копление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенно-сти в течение ряда лет; 2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса на-селения понимала их; 3) появление побуждения к активным дейст-виям, восстанию и социального мифа или системы верований, оправ-дывающих это побуждение; 4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; 5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различ-ными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе; 6) выход на активные позиции экстреми-стов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию; 7) период режима террора; 8) возврат к спокойному со-стоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней пред-революционной жизни. По такой схеме в целом про-текали французская, китайская и, наконец, российская революции.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто ре-формистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в дру-гом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне ради-кальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

Движения сопротивления. Это усилия определенных групп лю-дей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопрово-ждают движения реформ и революционные движения.

Жизненные циклы социальных движений.

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной неспра-ведливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают при-вычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, неста-бильности своего положения в социальной среде, которые мы назы-ваем социальным беспокойством. Если люди попадают в ситуации, ко-торые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать крайнее неудобство, неуверенность, пере-ходящие в устойчивое чувство социального беспокойства.

Стадия возбуждения. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный проме-жуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо по-терей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. На стадии фор-мализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизи-руют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать лю-дям об их неудовлетворенности, определять причины такой неудов-летворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движе-ния для оптимального достижения целей и стремиться морально оп-равдать их действия. Формализация превращает возбужденные мас-сы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения - в реальную и видимую цель.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. Институционализация придает социальным движениям закон-ченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символи-кой, кодексами и идеологией, что практически становится организа-цией. Не случайно говорят, что приобретение разработанных правил, специальных зданий и униформы является доказательством того, что Институционализация движения закончилась. В принципе стадия институционализации может продолжаться сколь угодно долго.

Стадия распада движения. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставлен-ных целей многие движения распадаются либо превращаются в со-циальные институты или организации. В случае распада движение мо-жет превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтую-щих или конкурирующих друг с другом. При этом социальный эф-фект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые пре-вращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влия-ние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие дос-туп к государственной власти).



| Contact Us | ©2005 StudentCompany