www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения
11. <Понимающая> социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920)- выдающийся немецкий социо-лог, экономист, историк, создатель <понимающей> социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер из-ложил в работах <Протестантская этика и дух капитализма>, <Основные социологические понятия>, <О некоторых категориях понимающей социологии>, <Хозяйственная этика мировых религий> и др.

Свою социологию Вебер называл <понимающей>, поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, <понять> <причинно объяснить> их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как <общество>, <государство>, <народ> и др

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие <идеальный тип>, ставшее центральным в его методологии. <Идеальный тип> - это мыслительная логическая конструкция, с помощью которой исследователь дол жен изучать явления (через определение степени отклонена этих явлений от данного <идеального типа>).

Вебер выделил четыре <идеальных типа> социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционое и аффективное:

 целерациональное действие - действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. качестве типичного примера такого действия может служит экономическое поведение предпринимателя.

 ценностно-рациональное действие - действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, в считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.

 традиционное действие- действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки.

 аффективное действие - действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии - стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится <на гра-нице> осмысленного человеческого поведения.

Вебер считал, что по степени распространения того или ино-го типа социального действия можно судить о характере и уров-не развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традици-онные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах - ценностно-рациональные и особенно целерациональные действия.

Весь исторический процесс представлялся Веберу как расту-щая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке - это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно - античной на-уки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, по-лучившего на европейской почве свое дальнейшее развитие; ра-ционального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства.

Наиболее последовательное воплощение принцип рацио-нальности, по Веберу, находит в правовом государстве, функци-онирование которого основывается на рациональном взаимодей-ствии граждан и строгом соблюдении законности.

Изучение рациональности как ведущей тенденции западно-европейского капитализма стало главной темой веберовской ра-боты <Протестантская этика и дух капитализма>. В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки. Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т.д.) во многом способствовали раз-витию предпринимательства и <духа капитализма>.

Значителен вклад Вебера в разработку проблем политичес-кой социологии, в частности, типизации политического господ-ства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: ле-гальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которо-му соответствует целерациональное действие, предполагает под-чинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, <привычкой к определенному поведению>; третий тип базируется на вере в необыкновенный дар (харизма- от греческой <божественный дар>) носителя власти и связан с аффективными действиями.

Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисцитарной демократии, дающей возможность всенародного избрания политического лидера (президента), который мог бы от имени народа направлять деятельность бюрократического государственного аппарата в интересах народных масс.

Важное место в научном творчестве Вебера занимает социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ мировых религий привел исследователя к выводу, что существует определенная взаимо-связь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением, а религиозно-этические установки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деятельности.

Вебер внес крупный вклад в разработку практически вех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с <пониманием> социального действия, построением <идеальных типов>, сравнительной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимулировали появление новых направлений в мировой социологии XX в



| Contact Us | ©2005 StudentCompany