www.alllectures.narod.ru

Лекции

Социология


Социология
1.Объект и предмет социологии
2. Категории и законы социологии
3. Структура социологии
4. Функции социологии
5. Методология и методика социологического исследования
6. Место социологии в науке

История социологии
7. Возникновение и развитие социологии в XIX в.
8.Позитивистская социология О. Конта
9. Органическая теория общества Г. Спенсера
10. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
11. "Понимающая" социология М. Вебера
12. Социологическая теория марксизма
13. Основные направления современной социологии
14. Развитие социологической мысли в России
Общество
15. Социологическое понятие общества
16. Типология общества
17. Социальная структура общества
18. Общество и процессы модернизации

Мировое сообщество
19. Мировая система и процессы глобализации
20. Концепции глобализации и новый мировой порядок
21. Глобальные проблемы современности и пути их решения
22. Место России в мировом сообществе

Социальные общности
23.Социально-территориальные общности
24. Социально-этнические общности

Социальные организации
25. Организация как элемент социальной структуры
26. Типология социальных организаций

Социальные движения
27. Причины возникновения социальных движений
28. Типы социальных движений
29. Условия распространения социальных движений
30. Личность и социальные движения

Социальные изменения и процессы
31. Социальный прогресс
32. Реформы и революции
33. Социальное развитие и социальный прогресс

Личность и общество
34. Понятие и теории личности
35. Социализация
36. Девиантное поведение
37.Социальный контроль
38.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
39.Социальные взаимодействия и социальные отношения

35. Социализация

Социализация - начинающийся во младенчестве и за-канчивающийся в глубокой старости процесс усвоения со-циальных ролей и культурных норм.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваи-вать не одну, а целое множество социальных ролей, продви-гаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, прави-ла поведения, роли и т. п. Понятие <социализация> объяс-няет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, со-циальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между инди-видуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Этапы социализации. Принято выделять первичную со-циализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклон-ный возраст.

Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным обра-зом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понима-ние того, что между черным и белым существует множе-ство <оттенков серого цвета>.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы по-мочь человеку овладеть определенными навыками, социа-лизация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Психолог Р. Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс пре-одоления психологических тенденций, сложившихся в дет-стве. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолени-ем детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостат-ки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпи-мее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по ис-правлению навыков чтения до профессиональной перепод-готовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытают-ся разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведе-ние на основе этого понимания.

Жизненные кризисы. Опираясь на представления Фрей-да о психосексуальном развитии человека, Эриксон (1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с фак-торами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни пе-реживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего рас-цвета личности.

Ритуалы перехода. В традиционных обществах ритуа-лы перехода - это специальные ритуалы, знаменующие со-бой переход из одного социального или религиозного стату-са в другой. Подобные ритуалы есть во всех известных ис-тории обществах. Большинство наиболее важных и рас-пространенных ритуалов перехода связаны с биологически-ми жизненными кризисами - рождением, половым созре-ванием, воспроизводством рода и смертью. Каждый из этих кризисов приносит с собой изменения в социальном стату-се. Другие ритуалы сопровождают изменения, всецело от-носящиеся к культурной, а не биологической, жизни, такие, как, к примеру, посвящение в члены обществ и братства объединенных особыми интересами.

На протяжении почти всей истории человечества ритуа-лы перехода всегда были религиозными церемониями; они совершались в религиозном обрамлении, рассматривались как религиозные акты и потому наделялись особой сакраль-ной значимостью. Однако с точки зрения современной соци-ологии они обычно расцениваются как абсолютно секулярные по своей природе. Возникшая в последние десятилетия тенденция к секуляризации представлений о ритуалах пе-рехода влечет за собой понимание природы таких ритуа-лов скорее как социальной, чем чисто религиозной.

Одной из важнейших функций ритуалов перехода, кото-рая часто упускается из виду интерпретаторами, является обеспечение массовых зрелищ. Ритуалы перехода и другие религиозные действа были в прошлом важнейшим сред-ством вовлечения масс в эстетическую деятельность, и ре-лигия служила двигателем развития изобразительного ис-кусства, музыки, пения, танца и других эстетических форм самовыражения.



| Contact Us | ©2005 StudentCompany